В рамках Решения Коллегии Департамента образования города Москвы от 14 мая 2009г. работа по профессиональной ориентации и социальной адаптации обучающихся общеобразовательных учреждений была признана приоритетным направлением деятельности.
Профессиональная ориентация - это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Целью профориентационной работы в образовательном учреждении является – оказание поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения, профессиональное самоопределение учащихся в выборе сферы будущей деятельности (в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда), выработка у школьников сознательного отношения к труду.
Реализуя программу развития по профессиональному самоопределению и социальной адаптации школьников, в школе 1981 соблюдаются следующие принципы профориентационной работы:
· Систематичность и преемственность (начиная с начальных классов, при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс)
· Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся (в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов)
· Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников (так как в отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности и оторванности от практики)
· Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями
· Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций
· Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности общества в конкретных профессиях на рынке труда
Работа по профессиональной ориентации реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. В настоящее время система профориентационной работы школы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профоринтационной работы - это рассказы о профессиях, беседы (включающие в себя профессиограммы), экскурсии на предприятия, знакомство с производственным процессом (на уроках технологии), содержанием и условиями труда рабочих специалистов, и т.д.
· В школе назначен ответственный за организацию профориентационной работы.
· Определены функциональные обязанности лиц участвующих и ответственных за профоринтацию (ответственный за профориентацию, классные руководители, психологи).
· Разработан план профориентационной работы школы с учетом плана профориентационной работы в округе.
· На базе библиотеки школы создан профоринтационный кабинет (осуществляющий организационно-методическую работу с учителями, учащимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, индивидуальные и групповые консультации, способствует координации профориентационной деятельности работников образовательного учреждения с Центрами социально-трудовой адаптации и профориентации Юго-Западного округа, окружным и районными центрами занятости, руководителями предприятий и организаций, руководителями учреждений профессионального образования).
· Обеспечивая работу по профессиональному самоопределению и социальной адаптации обучающихся в рамках образовательного процесса, учащиеся 7-8 должны попробовать побыть в роли специалиста пищевой промышленности (для того, чтобы теоретические знания, получаемые на уроках, были применены на практике, было создано школьное кафе).
· В рамках профориентационной работы учащиеся школы активно вовлекаются и участвуют в окружных и городских профориентационных мероприятиях, конкурсах и пр.